Евгений Морозов

Сложно себе представить каким был древнерусский город. Что представляла собой городская среда? Как выглядели улицы и площади? Что окружало редкие памятники XVI-XVII веков, дошедшие до нас, лишь в силу своей исключительности? Ответить на эти вопросы, наверное, уже не удастся. Ведь, в отличие от многих европейских городов, древний русский город бесследно утратил и жилую деревянную застройку, и саму уличную сеть, под фундаментами позднейших каменных построек. Еще сложнее вообразить русский город до монголо-татарского нашествия. Уникальным, в этом отношении, местом является Новгород - город, ставший в XII-XIV века одним из крупнейших политических, культурных и торговых центров, столицей одного из самых больших и богатых русских княжеств. В нем сложилась и функционировала уникальная, для других русских земель, система самоуправления - Новгородская Республика. В нем возникли и развились собственные направления архитектуры и живописи. С конца XV века, после подчинения города Москве в 1478 году, он приходил в упадок, и окончательно замер в своём развитии ко времени начала строительства Санкт-Петербурга, сотней километров севернее. Новгород не избежал крупных трансформаций Нового Времени. И хотя его не миновали ни екатерининские перепланировки, ни разрушения Великой Отечественной войны, он и по сей день, оставаясь в тени Северной Столицы, хранит ценнейшую информацию о русском городе более чем тысячелетнего возраста.

Сегодня, перед заезжим туристом, желающим увидеть Новгород и его древние памятники, предстают пустынные «музейные» пространства Детинца и Ярославого дворища, фрагменты городских укреплений XIV века, до сих пор являющиеся границами города на юге и востоке и, конечно же, величественные новгородские храмы, одиноко застывшие посреди площадей, аккуратно вычерченных для них планировщиками XVIII века. И всё это среди однообразной послевоенной застройки. Этого, безусловно, мало чтобы вообразить картину древнего города. Регулярные раскопки, проводящиеся с 1932 года, хоть и привнесли основную базу знаний о материальной культуре Новгорода, но не решают этой задачи. Сохранившиеся же старинные изображения, датируются не ранее начала XVII века и весьма условны. В итоге: от картины Древнего Новгорода остались лишь отдельные кусочки. Но если попробовать соединить их в объёмной компьютерной модели, то перед нами предстаёт довольно необычный город.

  

Начнём по порядку. Новгород располагается в Приильменской низменности, на абсолютно плоском рельефе, единственным незначительным возвышением на нём является холм Детинца. Известно, что как в окрестностях, так и в самом городе не росло ни одного дерева, им просто не давали вырасти, срубая всё для хозяйственных нужд. По периметру, Новгород был окружён крепостными рвом и валами. Каждая улица, доходившая до крепостной стены, заканчивалась проездной башней, построенной на средства жителей улицы. Для реконструкции городской застройки в модели, были выработаны модули её элементов: домов, дворов и улиц, на основе археологических данных. Эти модульные элементы были дифференцировано распространены на всю территорию города, в соответствии с плотностью и структурой разных районов. Выходит, что улица представляла собой «коридор» в пространстве города, вымощенный бревенчатым настилом и огороженный по сторонам деревянными заборами выше человеческого роста, из-за которых выглядывали крыши одноэтажных изб. Некоторые улицы тянулись так на 800 метров, не имея ни одного поворота или перекрёстка. Всего в модели города насчитывает приблизительно 6800 изб, располагающиеся в примерно 2700 дворах, различающиеся только своей площадью и количеством построек. И вот такой однообразный ковёр застройки растянулся почти на 4 км.кв., что больше Парижа или Флоренции того времени. Когда видишь полученные с модели фотографии, возникает некоторое разочарование от однообразия и простоты городской среды. Нет ни, привычной для средневекового города, «игры» высотных доминант, ни сложности элементов застройки, ни деревьев, наконец.

  

Это так, но если посмотреть на Новгород с высоты птичьего полёта, то открывается иная, идеалистичная картина города. Посреди чистого поля раскинулся большой город, охваченный по кругу рвами и валами. На валах находится множество башен, из которых во все стороны, из города расходятся дороги. Через город протекает большая река, деля его на две равновеликие части. Через реку перекинут большой мост. На правом берегу располагается крепость и главный собор - духовный и политический центр, на левом торг и множество церквей на нём - финансовый, и не менее важный полис. Все дома в городе однотипные. Все дворы прямоугольные, тянуться вереницей вдоль длинных улиц. Идеальный город выходит!

 

Новгород. Аксонометрический  вид с северо-запада

Действительно, при широком обзоре всего пространства города, чётко просматривается общая идея, которой он подчинён - стремление к центричности. Очевидно, что все его элементы находятся в определённом композиционном соотношении. Два берега очень схожи, каждый имеет свой центр (Торг и Детинец). Два центра, как бы стянутые мостом, образуют единый полис, которому подчинено всё остальное пространство города. «Главные» улицы пересекают весь город, проходя вдоль русла реки через композиционные центры (Торг и Детинец), а «второстепенные» тянуться от ворот к реке, перпендикулярно её руслу. Из этого можно  предположить,  что  облик  города,  усилиями  древних  планировщиков, приводился к определённому иконографическому образу. Подтверждение такой гипотезы находится, если посмотреть на изображения некоторых европейских городов, современников Древнего Новгорода. Среди них выделяются несколько, как и Новгород, на крупных реках. Это Париж времен Огюста Филиппа, Флоренция после образования Флорентийской Коммуны, Брюгге во времена расцвета торгового судоходства и Нюрнберг времён Альбрехта Дюрера. Все эти города, развивались из древних поселений, и к XII веку имели многовековую историю и были крупнейшими центрами в своих регионах.

 

Париж. План Брауна и Ногенберга. 1530 г

Сохранилось достаточно много древних изображений Парижа, самые ранние из них относятся к началу XVI века. Наиболее точно и наглядно город представлен на аксонометрической карте 1530 года. Воображаемая точка, с которой изображён город, находится на высоте птичьего полёта, на оси русла реки, с запада. На изображении хорошо просматриваются все крупные ансамбли, монументы и пригороды. Париж запечатлен уже после постройки на Правом берегу (слева), оборонительной стены Шарля V 1370 годов, но ещё в границах стены, Огюста Филиппа 1180-1210 на Левом берегу (справа). Интересно, что в новой, увеличившейся части города, среди плотной жилой застройки, ещё целиком сохранён, северный отрезок укреплений Огюста Филиппа. Схожий характер изображения обеих частей стены XII века, частота расположения башен и пространственная замкнутость, говорят об их одновременности, а вместе с тем дают хорошее представление о размерах и облике города XII. Поскольку рисунок улиц и характер городской застройки претерпели не много изменений с начала XIII века до момента изображения. Выходит - Париж в границах первых укреплений был организован аналогично Новгороду. Он имел выраженный центр, на острове Сите, несколько главных улиц, пересекающих город поперёк и вдоль русла реки, плотную городскую застройку, крепостные стены описывающие овал вокруг центра и множество ворот.

 Флоренция. Франческо Розелли. 1472 г

Во Флоренции, после провозглашения Флорентийской Коммуны, городскими властями были возведены, за два года, (с 1173 по 1175) первые укрепления, которые охватывали территорию правобережья. Но уже в конце XIII века, в результате бурного развития Флорентийской Республики, её столице понадобились новые, распространяющиеся на оба берега, фортификационные сооружения, которые и были возведены к 1284 году. Город в новых стенах, наилучшим образом изображён на картине Франческо Розелли написанной в 1472 году. Флоренция запечатлена в перспективе окрестных полей и холмов, вдаль которых уходит Арно, пересекая город по диагонали. Над морем черепичных крыш, в центре композиции, возвышаются два символа Флоренции - купол собора Санта-Мария-дель-Фьоре и ратуша Палаццо Веккьо. Всё пространство города охвачено плавным овалом городских стен, который вовсе не соответствует действительному, ломаному, рисунку укреплений. Таким образом, художник эпохи ренессанса видит в средневековом городе идеалистичную структуру. На картине все элементы города представлены в схожем, с Новгородом и Парижем, соотношении.

Брюгге. План 1562 г.

Брюгге расположенный на реке Звиг, к XII веку достиг достаточного могущества, в борьбе за положение главного портового города северо-атлантического побережья, что в 1127 году было начато строительство первых городских стен с прокладкой судоходных каналов вдоль них. К началу XIV века, город многократно увеличил свои размеры и численность населения, что вызвало необходимость строительства второй линии укреплений. Она описывает вокруг старого города, овал вытянутый вдоль русла реки, и состоит из крепостной стены и сложной системы рвов. На аксонометрическом плане, исполненном неизвестным автором с вымышленной точки на северо-востоке, Брюгге показан как абсолютно круглый в плане город, в центре которого заметна территория XII века, очерченная каналами, отходящими от реки. Внутри старого города хорошо видны кафедральный собор и торговая площадь расположенные на разных берегах Звиг, скрытой в этом месте в трубу. Таким образов, к XIV веку Брюгге так же приобрёл облик идеально сложенного центричного города.

Нюрнберг. План 1642 год.

 На карте 1642 года Нюрнберг изображён уже окружённый, не весь, но частично, бастионами, широкими рвами и двойной стеной, т.е. его облик и укрепления уже переработаны в соответствии с представлениями ренессанса о правильном городе, но при этом, внутри он ещё остаётся средневековым. Об этом говорят и вид крепостных стен, и древняя трассировка улиц и сохранившийся на высокой скале замок. Внутри города, в сложившейся планировке, просматриваются очертания более древних городских стен. Они описывали овал в центральной части города, захватывающий оба берега Пегниц. А это значит, что и Нюрнберг в своём развитии прошёл путь городов, своих современников.

 

 Города со схожей структурой планировки, в конце XIV века. Среди общих формообразующих элементов планировки, они имеют: большую реку, проходящую через центр, кольцо укреплений распространяющееся на оба берега, выраженный центр, близкий к геометрическому центру территории города. Главное - очертания плана стремящиеся к окружности, результат работы планировщиков.

Оказывается очевидным, что как и древний Новгород так и рассмотренный выше европейские города, в эпоху зрелого средневековья, XII-XIV века, следовали общей тенденции развития. Сложно сказать как могло формулироваться и передаваться представление о идеальном городе, но ясно, что оно существовало и воспринималось современниками. Так же трудно ответить - как появилось это понятие. Возможно, из желания придать городам облик Священного Города - Иерусалима, который в эту эпоху изображался как круглый в плане город с крепостными стенами и башнями, множеством храмов и прямыми улицами. Из этого следует- города средневековья с их округлыми очертаниями планов, улицами сходящимися к центру, активным использованием рельефа местности, не были произвольно растущей структурой, а создавались и изменялись сообразно единому замыслу неизвестных планировщиков, придерживавшихся общемировой тенденции. Их облик и строение - суть попытка средневековья найти образ идеального города. В таком контексте, идеальные города ренессанса представляются лишь как новый виток в поисках решения этой задачи.